Первая юнгианская летняя школа в Казахстане «Проявление архетипов в современном мире»
Дневник летней школы
11-13 июля 2014 г.
11 июля
Сбор в 6 утра. За нами приехал ГАЗ 66 – большая машина, очень похожая на
военную. Ее трудно назвать удобной. Как оказалось, ехать в ней предстояло 6
часов.
Были такие, кто мог уснуть и тряска им совсем не мешала.
дах
,
,
ха
А кто-то бодрствовал
,
,
,
да
,
,
.
По дороге мы любовались красотой горных лугов
….
..
.
.да
да
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. .
.
.
….
.
.
.
.
Нас угощали кумысом
.
.
.
.
Но и мы в долгу не остались
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Таким мы увидели Коринское ущелье в первый раз
.
.
.
Начался спуск вниз (около 800 метров) пешком по сложному участку дороги
.
.
.
Садимся в машину. Начинается самый «трясучий» участок дороги. Как
сказала Лейла: «Ночь перед рассветом самая темная». Потом мы стали
сравнивать ее с родовыми путями, которые проходит младенец при
рождении, затем с тяжелым путем индивидуации, затем стали размышлять о
работе архетипов. Время как будто замерло, дорога казалась невыносимо
бесконечной, а лагерь так далеко, что до него невозможно добраться. За это
время я 1000 раз пожалела, что решила провести летнюю школу в этом месте.
Казалось, что усталость пробралась в каждую клеточку моего тела, а конца у
дороги так и не будет. Но любому мучению приходит конец. Вот и мы
добрались!
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
После размещения в палатках женщины решили посмотреть на водопад.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Вот он какой:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
У водопада получился настоящий ведьминский шабаш. Мы стояли под
водопадом обнаженными, кричали от удовольствия, ощущая на коже
холодные, бьющие с силой водяные струи. А потом было приятное
расслабление.
..
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
..
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Вечер закончился социальной игрой «Королевство» и «Лодочник». Мы
думали о своем месте в этом мире и выбранном пути.
12 июля
Это был плодотворный день. Начался в 8 утра с матрицы сновидений. Затем
был доклад Лейлы Инкарбековой «Архетип невинности в номадической
культуре». Мы говорили о невинности и наивности, о мудрости и
кочевниках.
Доклад Федоровой Надежды «Трансформация архетипа Матери из
позитивного в негативный, в эволюционном процессе современного
общества» вызвал недовольство мужчин об отведенной им роли и
значимости в семье. Доклад Аймановой Зифы «Архитипические образы в
книгах Д.К. Роулинг о Гарри Потере» дал нам возможность говорить об
архетипе героя, а воркшоп «Погружение в волшебный мир Гарри Потера или
…» окунул в мир подростков. Во время доклада Уйсимбекова Даулета
начался сильный дождь, гремел гром. Создавалось впечатление, что природа
противится архетипу Сверхчеловека, а также смелой идее о том, что
интернет становится современным богом. Воркшоп Идрисова Галихана
«Интенсивная терапевтическая жизнь: начало групповой жизни» был живым,
провокационным и по-настоящему интенсивным.
.
Мы трудились до самого вечера.
.
.
Вечером был костер и красивая полная луна.
.
.
У костра мы пели песни. Разделились на две команды: стариков и молодых.
Старики пели: «Очи черные», а молодые отвечали: «Черные глаза». Все
вместе пели песенку Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты» и
«Позови меня с собой» из репертуара Пугачевой.
13 июля
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
13 июля
Доклад Виктора Марченко «Профессиональное сообщество устойчивого
развития» и круглый стол «Перспективы развития аналитической
психологии» вызвали споры о дальнейшем развитии ОРАП. Мы говорили о
проблеме лицензирования, защиты психологов и создании многоуровневой
системы ОРАП.
Закрытие летней школы. Айманов Вильдамир, член талдыкорганской группы
ОРАП, своими руками сделал мандалы-магинитики с логотипом группы —
птицей Феникс.
После обеда предстояла долгая дорога домой. Настрой был боевой. Большую
часть дороги мы пели песни. Восхитили Лейла и Надежда – как много песен
они знают и как хорошо поют!
По дороге мы остановились у Святого камня, который спас юрту с
маленькими детьми во время землетрясения, 100 лет назад. Есть поверье:
нужно обнять камень, прикоснуться к нему лбом, загадать желание и три
раза обойти по часовой стрелке. Тогда желание обязательно сбудется.
Еще мы останавливались, чтобы нарвать целебных трав и вдохнуть ароматы
Джунгарского Алатау.
Был подъем в гору пешком: 800 метров самого крутого, извилистого пути.
Сначала я шла расслаблено, а потом решила, что этот подъем в гору не
должен быть бесцельным, ему можно придать смысл восхождения и
преодоления себя. Решила, что если пройду этот путь не останавливаясь, то
смогу добиться поставленной перед собой цели. Подъем дался нелегко, было
ощущение, что мои легкие не выдержат и лопнут, но я сделала это!
Выезд на асфальтированную дорогу мы встретили с радостными криками:
«УРА!!» Для талдыкорганцев он означал конец пути, а алмаатинцам
предстояло преодолеть еще 5 часов по строящейся трассе Талдыкорган –
Алмата…
ПРОГРАММА ПЕРВОЙ ЮНГИАНСКОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В КАЗАХСТАНЕ С 11 ПО 13 ИЮЛЯ 2014
Место проведения: Алматинская область, Коринское ущелье
Экотуристический кемпинг «Таубулак»
11 июля:
6.00 | Сбор и выезд в Коринское ущельеРазмещение по прибытию, осмотр местности до обеда |
13.00 — 15.00 | Обед |
15.00 – 15.0515.05 – 16.05 |
16.05 – 16.35
16.35 – 16.45
16.45 – 17.45
17.45 – 18.15Открытие 1 летней школы.Приветственное слово Председателя ОРАП Инкарбековой ЛейлыДоклад Инкарбековой Лейлы: «Архетип невинности в номадической культуре»Прения по докладу
Перерыв
Доклад Федоровой Надежды: «Трансформация Архетипа Матери из позитивного в негативный, в эволюционном процессе современного общества»
Прения по докладу19.00 — 20.00Ужин20.10 — 21.40Социальная игра: «Королевство»Ведущая: Ким Оксана22.00Айран пауза
12 июля:
8.30 — 9.30 | Социальные сновидения: будем делиться снами, приснившимся нам накануне летней школы или в Коринском ущелье.Ведущая: Решетняк Галина |
10.00 — 11.00 | Завтрак |
11.00 – 12.0012.00 — 12.1012.10– 13.40 |
13.40 – 14.10Доклад Аймановой Зифы «Архитипические образы в книгахД.К, Роулинг о Гарри Потере»ПерерывВоркшоп Аймановой Зифы: «Погружение в волшебный мир Гарри
Поттера, или …»
Прения по докладу и воркшопу14.10 — 15.00Обед15.00– 16.0016.00 – 16.3016.30 – 16.40
16.40 — 18.10
Доклад Уйсимбекова Даулета: « Интернет, как архетипсверхчеловека»Прения по докладуПерерыв
Социальная игра: » Оборотни из леса Жажды»
Ведущая: Михалева Ильсия19.00 – 20.00Ужин20.10 — 21.40Сбор у костра, подведение итогов за день.Коллективное создание гимна ОРАП. Будем рады, если вы привезете с собой «заготовки» в виде идей, стихов, переделанных песен. Каким должен быть гимн по вашему мнению? Пафосным, ироничным, сердечным и теплым или каким-то другим?22.00Айран пауза
13 июля
8.00 – 9.009.00 – 10.00 | Социальные сновидения: будем делиться снами, приснившимся нам в Коринском ущелье.Ведущая: Решетняк ГалинаСвободное время (Лучше собрать вещи к отъезду) |
10.00 – 10.30 | Завтрак |
10.30 – 11.3011.30 — 13.00 |
13.00 – 13.20Доклад Марченко Виктора: «Профессиональное Сообщество Устойчивого Развития»Круглый стол «Перспективы развития Аналитической психологии в Казахстане»Закрытие летней школы. Вручение сертификатов13.20 – 14.00Обед14.30Отъезд домой
Тезисы к докладам Первой юнгианской школы в Казахстане
«Проявление архетипов в современном мире»
Тезисы к докладу Инкарбековой Лейлы
Архетип Невинности в номадической культуре.
Архетип невинности – это вступительный архетип в ряде основных архетипов, которые актуальны в современном обществе. Человек, собирающийся войти в храм, должен обладать невинностью. Невинностью обладает ребенок до грехопадения. Невинность существует в живой и неживой природе. Волк, убивший косулю, невинен в своей кровожадности, вулкан, снесший остров, невинен в своей стихийности. Также кочевники, живущие на просторах Великой степи, были невинны по отношению к природе, к космосу, к Богу. Охота велась только для того, чтобы утолить голод. Не уничтожались миллионные стада сайгаков, составлявшие конкуренцию домашнему скоту.
Древние номады имели свою систему верования – тенгрианство. Она объединяет элементы единобожия, поклонения духам природы, магию, шаманизм и даже элементы тотемизма. В тенгрианстве нет установок нетерпимости к другим религиям, учениям.
Невинность – это и проявление спонтанности, что характерно для ребенка. А также – это главное условие для проявления творчества. Поэтому творческое наследие Степи очень богато.
В докладе я хочу проследить проявление этого архетипа в современное время. Как и во что трансформируется Невинность, какие образы приобретает, в какие архетипы перетекает. Актуален ли архетип Невинности в наше время? И как интегрировать этот архетип в современное общество?
Тезисы к докладу: Трансформация Архетипа Матери, из позитивного в негативный, в эволюционном процессе современного общества. Федорова Надежда.
«От Юнга мы узнали, что в бессознательном хранится не только
вытесненное психическое содержание. Изучая человеческую душу, он понял: все новое, что появляется в человеческой психике,- это продукт деятельности бессознательного, неиссякаемого источника психической и духовной жизни. Эта идея является ключевой для юнгианской психологии. Она создает, может нести и добро и зло. ( Мария Луиза Фон Франц)»
Адити — это небо, эфир.
Адити- это мать, отец, сын.
Адити – это все боги и люди,
Все, что уже родилось и что родится потом.
( Ригведа)
Исходя из вышеизложенного энергия материнского архетипа – это непостижимая сила, которая может легко подавить человека. При этом она является источником всего нового.
Проявления позитивного аспекта архетипа матери настолько воспеты в нашей культуре, что не стоит повторяться, перечисляя их.
Помимо матери как плодородного и доброжелательного божества, этот архетип таит в себе, по выражению Юнга, «оргаистическую эмоциональность и стигийские глубины» ( Душа и мифы: шесть архетипов.с 219). Заботливая — убаюкивающая — обволакивающая — удушающая — пожирающая — вот направление неприметного скольжения архетипа от его положительного полюса к отрицательному. Современному человеку трудно смириться с такой полярностью Архетипа Матери.
Много научных статей посвящено Архетипу Матери и в этом смысле мой доклад не оригинален. Я просто хочу поделиться своими размышлениями, вопросами и чувствами, возникшими в процессе работы с клиентами и из личного опыта.
Как в нашей жизни так происходит, что любящая мама, желающая только добра своим близким, превращается в подавляющую, удушающую своей любовью. Почему матери военного времени, пережившие голод и репрессии были «легче» своих дочерей и внучек. Как в современной стремительной жизни удержать золотую середину. Это даже не доклад, а размышление на тему…
Игра «Королевство» Ведущая Ким Оксана
Игра похожа на театр, в котором мы играем в «Королевство», получаем роли, занимаем определённое место в иерархии… впрочем, очень скоро эта игра все больше и больше становится похожа на жизнь.
Что же такое «Королевство»?
На игре человек ведет себя как в жизни, но все, что в жизни происходит скрыто и долго, тут происходит явно и быстро. Это дает возможность людям увидеть друг друга «в деле». Ошибки в жизни — неизбежны, но хорошо построенная игра позволяет учиться на них за меньшую плату. Отыграйте трудную ситуацию здесь, и, если увидели возможность сыграть ситуацию по-другому, отрепетируйте ту роль, которой вы достойны!
Как часто в повседневной жизни ты сталкиваешься с непониманием того, как именно строишь отношения с окружающими и какие роли при этом играешь?
Пытаешься соответствовать ожиданиям близких и жертвуешь собственными интересами.
Где найти ответы на эти вопросы? Мы склонны винить других в своих неудачах, сокрушаться на волю случая… не понимая какой именно вклад мы внесли в текущую ситуацию. А если вы не осознаете того, что у вас есть – вы не можете этим управлять.
Здесь Вы научитесь:
Эффективно взаимодействовать в команде и индивидуально проявлять себя.
Тактическому и стратегическому планированию: анализировать, просчитывать и прогнозировать.
Отстаивать личные интересы и интересы ваших близких, если вам не хватало смелости и уверенности для этого раньше.
Играть те жизненные роли, о которых всегда мечтали, но не решались попробовать.
Говорить о своих чувствах и мыслях, если в чём-то раньше боялись признаться.
Много эмоций! В повседневной жизни мы не всегда можем дать волю чувствам, а здесь это можно сделать безопасно и точно знать, что получишь поддержку.
Тезисы к докладу Аймановой Зифы:
Архитипические образы в книгах Д. К. Роулинг о Гарри Поттере
ПЕРСОНА «Персона — это… та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Презентуем себя миру.
ТЕНЬ. Человек может отрицать или не признавать в себе какие-то плохие качества, но они всё равно будут преследовать его. Эти плохие качества также входят в сферу архетипа тени, составляют его часть. Но, как ни парадоксально, у архетипа тени существуют и положительные черты. Тень как бы уравновешивает то лучшее, что есть в людях и является толчком, опорой для человеческого развития и самосовершенствования.
АНИМА и АНИМУС. Это своего рода контейнер в который если мы женщины «складываем» все не наше не женское, а следовательно мужское. В архетип анимы мужчина вкладывает свое видение женщины «единственной и неповторимой».
АРХЕТИП МУЧЕНИКА. Только готовность потерять все, дает возможность выиграть все. Секрет возможностей Героя в состоянии мученика состоит в том, что он больше не мотивирован успехом. он мотивирован желанием сделать то, что является правильным или то, что необходимо — независимо от последствий. Чаще всего он желает сделать прямо противоположное тому, к чему стремился в начале пути: то, что он понял во время этого пути. Как только он отбрасывает мысль о победе, и выбирает переход от воина к мученику, судьба или природа или бог вознаграждает его, давая ему то, на что он уже не надеялся — успех.
АРХЕТИП СТРАННИКА. Герой становится странником, чтобы ответить на центральный вопрос. Он ищет подсказки, встречает помощников, сталкивается с противниками, преодолевает препятствия, приобретает навыки и предметы, необходимые в его путешествии.
АРХЕТИП СИРОТЫ. Отрыв от любви, семьи и прочее.
Домашний и непретенциозный, он несет глубокую структуру, подвергшуюся влиянию раненого или осиротевшего ребенка, который очень мало ждет от жизни, но учит нас эмпатии, реализму и житейской мудрости.
АРХЕТИП — ГЕРОЙ. Твердый и храбрый, этот архетип учит нас ставить цели и достигать их, преодолевать препятствия, стоически выдерживать тяжелые времена, хотя он также тяготеет к тому, чтобы видеть во всех врагов и размышлять в категориях «или-или».
АРХЕТИП БУНТАРЬ. Сосредоточивает задавленную агрессию в отношении структур, которые больше не служат жизни даже в тех случаях, когда эти структуры поддерживаются обществом или нашим сознательным выбором.
АРХЕТИП – МУДРЕЦ. Архетип мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.
АРХЕТИП — ЛУЧШИЙ ДРУГ — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями.
АРХЕТИП ПУЭРА. Переживание своей внешности как нечто отличающего его от других.
Воркшоп: Погружение в волшебный мир Гарри Поттера, или …
Ведущая Айманова Зифа
Цель: Прикоснуться к миру Гарри Поттера, ощутить себя частью волшебного сообщества.
1. Вспомнить название факультетов школы чародейства и волшебства «Хогвартс». В этом поможет песня распределяющей шляпы:
Все помыслы ваши я вижу насквозь,
Не скрыть от меня ничего.
Наденьте меня, и я вам сообщу
С кем учиться вам суждено.
Быть может вас «Гриффиндор» ждёт,
Славный тем, что учатся там храбрецы!
Сердца их отваги и силы полны
И к тому ж благородны они!
А может быть «Пуффендуй» ваша судьба.
Там где никто не боится труда,
Где преданны все и верны,
И терпенья с упорством полны!
А если с мозгами в порядке у вас,
И знания – ваша награда.
Есть юмор и силы гранит грызть наук,
То путь ваш за столь «Коктеврана»!
Быть может в «Слизерин» вы найдёте друзей.
Там хитрецы к своей цели идут,
Никаких не стесняясь путей.
И чистоту крови они признают!
Тезисы к докладу Уйсимбекова Даулета Интернет, как архетип «сверхчеловека»
Еще 30 лет назад интернет был мечтой, секретным проектом и темой фантастических фильмов и книг. Сейчас, он прочно вошел в нашу жизнь и стал неотъемлемой ее частью. Последние исследования показали, что мы пользуемся интернетом в среднем по 3 – 4,5 часа в день.
В данном докладе я хотел бы рассмотреть интернет, как как архетип сверхчеловека. Ф. Ницше писал, что древние боги умерли, отжили свое и человечеству пора сделать следующий шаг в своем развитии, к ступени сверхчеловека или полубога. Архетип сверхчеловека можно сравнить с архетипом героя, однако разница в том, что герой должен умереть, а в сверхчеловеке должен умереть сам человек с его инстинктивной, животной сущностью.
Интернет – это виртуальный мир, где заканчивается реальность с его ограничениями и рамками. Время и пространство влияет лишь от части, позволяя людям общаться за многие километры друг от друга. Именно в виртуальном мире, человек начинает ощущать в себе пробуждение архетипа сверхчеловека, когда он чувствует, что может все и сразу. Интернет дает ощущение свободы и неограниченной силы. Заполняя страницы программного кода, мы словно боги создаем свои миры, которые будут жить по нашим правилам и законам. В этом мире нет начальников и старших, есть только твоя воля и твое представление, которые движут миром.
Мы поговорим с вами о интернет зависимости и как связан с ним архетип сверхчеловека. Постараемся найти его негативный аспект, теневую сторону. В конечно счете, мы придем с вами к проблеме реальной и виртуальной жизни. Возможно ли, что интернет лишь проекция архетипа сверхчеловека, которая не с могла быть реализована во внешней, настоящей жизни?! Или интернет — это проекция нашего символического уровня бытия? Может боги не умерли, а нашли свою жизнь в виртуальном мире?! Может ли человек вообще стать сверхчеловеком или это утопия?!
Тезисы к докладу «Профессиональное Сообщество Устойчивого Развития». Марченко Виктор Владимирович.
Большинство профессиональных сообществ в области психологии и психотерапии бурно проходит этап обретения внутренних структур идентичности и смыслов, и часто бессознательно конкурируют несколько точек зрения на развитие, видение роли места сообщества психоаналитиков. Они связанны с различиями в Идентичности Профессионалов, а также с Личным опытом и принадлежностью подгруппам сообщества. Так как они не являются осознанными, то люди сталкиваются лбами и переходят на личные выпады, не понимая, что за эмоциональным дискомфортом порожденным отсутствием Ясного Видения стоит Системная Проблема как организации устойчивого развития.
Мы рассмотрели пять типов профессиональных сообществ и их плюсы и минусы.
Профессиональное сообщество психотерапевтов возникает из индивидуальных потребностей его членов в сопричастности, чувства идентичности, потребностей в защите своих интересов и профессиональном развитии и для удовлетворения этих целей может использовать несколько типовых структур организации.
Профессиональное сообщество может избежать множества ошибок, если будет понимать логику организационного развития в каждом из представленных типов сообществ.
Мои впечатления
В первую очередь, хочется сказать: «Мы это сделали!!!»
Свершилось, состоялась первая юниганская школа в Казахстане и на мой взгляд прошла достаточно хорошо. Особая атмосфера Джунгарского Алатау и юнгианское пространство слились в какой-то непередаваемый поток трансформирующей энергии.
Тяжелый путь на место проведения школы метафорично передал всю сложность индивидуационного пути развития личности. Само лоно природы ассоциировалось с хтоническими силами архетипа «Великой матери». Она словно проверяла нас на прочность, нашу решимость и желание прийти к своей Самости.
Для меня эта школа стала знаковой. Я впервые выступил со своим достаточно необычным докладом, участвовал в организации данной летней школы. Я словно прошел обряд инициации в юнгианство сообщество и теперь чувствую себя полноправным ее участником. Времена смятения и неопределенности прошли для меня и теперь я точно знаю, что юнгианство – это мое.
Поэтому большое спасибо всем участником и отдельное «спасибо» организатору данного мероприятия Галине Решетняк.
Даулет Уйсимбеков практический психолог