V научно-практическая конференция ОРАП «Символы в терапевтическом процессе. Аналитический взгляд»


4 июня 2016 году с 10.00 до 18.00.

Программа конференции:
9.30 — 10.00 регистрация участников
10.00-10.05 приветственное слово председателя Тарнопольской О.Л.
10.05-10.25 Игумнова О.В., член ОРАП, рутер IAAP “Символика лилии в аналитической психологии
10.25-10.40 обсуждение доклада

10.40-11.00 Солоненко О.В., член ОРАП «Символизм смерти  в аналитической психологии«

11.00-11.15 обсуждение доклада
11.15-11.30 кофебрейк
11.30-11.50 Уйсимбеков Д.Т. “От бесконечного моря к прибережным островам зрелости
11.50-12.05 обсуждение доклада
12.05-12.25 Инкарбекова Л.А., член ОРАП, рутер IAAP “Роль символа в развитии Души и процессе индивидуации”
12.25-12.40 обсуждение доклада
12.40-14.00 обед
14.00-14.20 Мельникова Л. А.,  психолог по методу символдрамы, таро-нумеролог, лайф-коуч, «Символизм числа в рисунках«
14.20-14.35 обсуждение доклада
14.35-14.55 Морозова С.Н., член ОРАП, рутер IAAP  «Прямые метафоры«
14.55-15.10 обсуждение доклада
15.10-15.30 Шевелева Е.В., член ОРАП «Символы в юнгианской sandplay терапии: Наблюдающее Эго«
15.30-15.45 обсуждение доклада
15.45-16.00 кофебрейк
16.00-16.20 Садыкова А. Ж., член ОРАП “Сказка об однорукой девушке
16.20-16.35 обсуждение доклада
16.35-17.45 Круглый стол “Символ фигуры психолога в аналитическом процессе”.
17.45-18.00 вручение сертификатов
IMG-20160610-WA0071
Выступления участников
IMG-20160610-WA0027
Круглый стол
IMG-20160610-WA0005
Вручение сертификатов
 Тезисы выступлений:
Игумнова Ольга Владимировна Рутер IAAP, Психолог, Вице-Президент Казахской Ассоциации психологов, Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (СНГ), аккредитованный супервизор ППЛ, системные расстановки,  символдрамма “Символика лилии в аналитической психологии”
Ольга Солоненко Член ОРАП, член профессиональной психотерапевтической лиги, член экспертной супервизионной групы «Символизм смерти  в аналитической психологии»
Каждого человека, как и всякое живое существо на свете, где-то впереди ожидает трагическое, неведомое и неотвратимое событие, имя которому — смерть. Хотя страх перед смертью в той или иной степени присущ всем людям, отношение к костлявой неоднозначно: если для атеистов смерть означает полный распад личности и абсолютное небытие, то для верующих она — лишь переход в другое состояние, дверь в загадочный потусторонний мир, иное бытие.
Смерть – это последняя жертва, последнее доказательство любви. Только один раз человек является самим собой, это происходит в момент прекращения существования. В связи с этим, смерть является одновременно и выражением любви, именно потому, что она отражает истинную сущность человека.
Идея разлуки является частично осознаваемой идеей смерти. Это неподдающееся определению, несвоевременное и непоправимое уничтожение всех связей и планов.  Идея разрыва вносит вклад в катастрофическую концепцию смерти. Вера в бессмертие не приносит утешения, так как, что бы ни ожидало нас после, смерть означает уничтожение всех земных привязанностей и стремлений.
Проявление символов смерти в кабинете терапевта различно. Эти символы продуцируют завышенный уровень тревоги. Интерпретация этой тревоги способствует пониманию стадии Мортификации в алхимическом процессе. Начало сепаративного процесса.
Проблема смерти является «темой, которая тревожит, мистифицирует и преследует все человечество». Проблема заключается не в смысле смерти, который, как и смысл жизни, непознаваем, а в реакции человека на смерть. Хотя рассудок понимает, что смерть обязательна и окончательна, никто на самом деле не может примириться с мыслью об угасании собственного сознания или о неизбежности своей смерти. Невозможно представить себе небытие ни как состояние, ни как отрицание стремления к жизни и ее целей. То, что смерть не является изолированным, вызванным внешними причинами событием, а присуща жизни, так же как и то, что смерть может быть осуществлением какой-то цели, – абстрактные идеи, которые человек не относит лично к себе, и которые не способны его утешить.
Уйсимбеков Даулет Толеубекович, аналитический психолог, экстренный психолог Департамента по ЧС, руководитель юниганского общества «Феникс»“От бесконечного моря к прибережным островам зрелости”
Наши сны шлют нам зашифрованные послания, которые порой очень сложно понять. Символ – универсальный язык бессознательного. Очень сложный и многоуровневый. О чем сообщает сновидение? О прошлых травмах души или о целостности, которая взывает к нам из будущего?
В своем докладе, я хотел бы поговорить с вами о символах воды, моря, океана, потопа. Что значит появление воды в сновидениях и страхах мужчины. Какие опасности могут таится в спокойных водах бессознательного? О ком может тосковать юноша, спасающийся от надвигающегося потопа?
Наконец, мы поговорим с вами о том, может ли анализ остановить себя сам. Как проявляет себя индивидуационный процесс в сновидении. И завершим мы наш разговор профессиональной идентичностью. Как мы оцениваем себя и как нас могут подкупить.
Инкарбекова Лейла Асылбековна Рутер IAAP, врач-психотерапевт, психолог, преподаватель ОРАП “Роль символа в развитии Души и процессе индивидуации”
• Открытие значения символов К.Г.Юнгом в процессе прохождения личного опыта, описанного в Красной Книге. Роль символов в жизни каждого человека.
• Символы в сновидениях клиентов, их роль в аналитической работе.
• Символическое пространство, как оно возникает, значение символического пространства для клиента и аналитика.
• Трансцендентная функция как источник символов.
• Символы, которые нас вдохновляют и развивают. (личный опыт).
Мельникова Людмила Алексеевна, психолог по методу символдрамы, таро-нумеролог, лайф-коуч, «Символизм числа в рисунках»
Каждое число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека.
При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно — психологической символики, что и при — интерпретации символического значения цвета.
Психоаналитический подход и интерпретация взаимодействующих символов в арт-терапевтическом формате. В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, изучение которых помогает нам раскрыть суть протекающих бессознательных процессов, происходящих в тот или иной период времени в жизни у человека, что порой у него бывает вытесненным. (Примеры случаев.)
Морозова Светлана Николаевна Рутер IAAP, член рев.комиссии ОРАП, психолог, специализируется по межличностным отношениям. Преподаватель ОРАП. Тренер «Прямые метафоры»
План выступления:
*что такое «метафора»
*метафора клиента — это история клиента
*метафора «токсичность»
*метафора «туалета»
*метафора «застряла в болоте»
Шевелева Елена Витальевна педагог-психолог Высш. кат., sandplay терапевт, супервизор ППЛ, действительный член Профессиональной
Психотерапевтической Лиги (ППЛ, Москва), Ассоциации психологов РК.  Член The Association For Sandplay Therapy-MAST (USA). Зав.ПМПС при университете «Туран». Организатор сообщества sandplay терапевтов «Песочная sandplay терапия в Казахстане»«Символы в юнгианской sandplay терапии: Наблюдающее Эго»
Садыкова Айгуль Жасулановна психолог, преподаватель ОРАП, Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (СНГ), аккредитованный супервизор ППЛ, член Экспертного Совета Ассоциации психологов РК. Кандидат педагогических наук “Сказка об однорукий девушке”
В сказке много образов, которые представляют собой аспекты расщепленного Материнского комплекса. Три страны, которые должна была пройти героиня сказки, и в каждой стране она по кусочкам как бы собирала себя через познание своих сил и способностей. Рука выражает способность сохранять жизненный опыт. Не имея хотя бы одной руки, человек теряет много возможностей в реализации своих планов и ограничен, в отличие от физически полноценных людей. В представленной сказке главная героиня не имеет левой руки. Знак левой руки в первобытном искусстве считался символом женского начала. К. Эстес считает, что отрастание новых рук знаменует новый, полноценный способ бытия женщины в мире. 
На протяжении всей сказки появлялись женские персонажи, которые ЗНАЛИ, как правильно – Старуха-Мудра, ведунья из королевства Лазурит, мать Эджеральда. А также женские образы, символизирующие негативную часть Материнского комплекса – ведьма Арахмена, королева Зехнелла, которая была сама символом расщепленности (когда все атрибуты женственности были на месте, она была добрая, но лишившись волос, она стала злой), и собственно ее мать, которая лежала в могиле на кладбище под плитой, будучи одновременно и мертвой, и еще не мертвой.
Кульминацией сказки стала борьба чудищем, который выскочил из могилы матери.  главная героиня сказки вступила в бой с ним, который в конце концов и оказался заколдованной матерью. Рука вернулась к ней, она встретилась со своей матерью, узнала о себе и своей семье то, что «забыла» из-за заклятья демона Психиза,  встретила своего суженного.Таким образом, для клиентки, образ однорукой девушки, прошедшей столько испытаний, прислушивающейся к своему внутреннему голосу в виде Старухи-Мудры и др. персонажей сказки, не потерявшей силы духа и надежду, стал СИМВОЛОМ самой себя на данном этапе ее жизненного Пути, той настоящей части себя, которую мы называем САМОСТЬ.
P.S. Сказка и материалы анализа используются с разрешения клиентки.