Конференция: «Стыд. Аналитический взгляд»

22 ноября 2014 года прошла II научно-практическая  конференция ОРАП:

«Стыд. Аналитический взгляд»

Программа  конференции:

10.00-10.15 – регистрация участников.

10.30-10.45 — открытие конференции. Вступительное слово Председателя ОРАП Инкарбековой Л.А.

10.45-11.05 – доклад Игумновой О.В. «Стыд — средство манипуляции»

11.05-11.20 — обсуждение доклада

11.25-11.45 – доклад Бисеновой Л.М.» В границах стыда. Тенденции современного общества»

11.45-12.00 — обсуждение доклада

12.05-12.20 — кофе-брейк.

12.20-12.40 – доклад Елгоновой Г.Т. «Стыд и юмор«

12.40-12.55 — обсуждение доклада

13.00-14.00 – обед.

14.00-14.20 – доклад Тарнопольской О.Л. «Работа со стыдом. Формирование самоуважения»

14.20-14.35 – обсуждение доклада

14.40-15.00 — кофе-брейк.

15.00-16.30 – дискуссионный клуб «Стыд терапевта как причина сопротивления в терапии. Влияние стыда на ход терапии«

16.30-17.00 – закрытие конференции. Вручение сертификатов. Общее фото.

17.00-18.00 – фуршет.

Тезисы докладов:

Тарнопольская О.Л. «Работа со стыдом. Формирование самоуважения.»

Психотерапевт или аналитик, часто не подозревая того, повинен в том, что заставляет пациента чувствовать стыд. Нередко он бывает скрытым, и необходимо знать, как найти его и сделать его осознанным, для того чтобы с ним справиться.
Формирование здоровой самооценки зависит от «взаимной настройки» между матерью и ребенком. Такая настройка гарантирует непрерывное развитие субъектного ощущения самости у ребенка и возникновение области интерсубъективности.
Таким образом, на этой стадии развития впервые становится центральной человеческая потребность выразить себя и быть увиденным, услышанным и понятым.
Периоды гармоничной взаимности внезапно разрушаются, ребенок лишается родительского внимания и заботы. В результате паттерны взаимодействий ребенка могут быть окрашены базовым недоверием, ощущением ненадежности другого и себя самого. Часто исследование симптомов может пролить свет на условия, необходимые для развития реалистического чувства самоуважения. Не совершив путешествия в собственный стыд, мы не сможем найти себя…

Елгонова Г.Т. «Стыд и юмор»

— анализ трудов Фрейда и др. психоаналитиков, посвященных исследованиям юмора и стыда.
— оценка роли юмора, остроумия и комизма в обеспечении защиты от тревоги и стыда, в снижении напряжения 
— возможность диагностики и психотерапии через юмор, смех
— философский подход к смеху и стыду

 Бисенова Л.М. «В границах стыда. Некоторые тенденции нашего общества.»

Стыд, как социальное явление, обслуживает принципы морали, соответствующие ценностям данного общества и, как правило, призван защищать интересы власти.

Принципы морали общества можно определить наблюдая за возникновением в информационном пространстве различных образов, главным образом, в средствах масс-медиа. Эти образы, если они появляются часто или вызывают общественный резонанс, являются символами объектов коллективной психики данного общества.

Я предлагаю рассмотреть несколько визуальных образов, знаковых, как мне кажется, для нашего общества:

  • Один из таких образов, вызвавших широкий резонанс и однозначную реакцию власти стал плакал «Пушкин-Курмангазы»
  • Следующий образ, который чаще, чем любой другой появляется в информационном пространстве нашего общества: это изображение полуоголой или сексуально привлекающей женщины. Главное в этом образе то, что женщина, её тело, редуцировано до уровня потребностей консьюмеризма.

Несмотря на то, что в нашем государстве законодательно почти полностью закреплено равноправие, в связи с патриархальными установками, закрепленными в сознании основной части общества, оно оказывается поделено на две основные группы: мужчин, как элитарную группу, и маргиналов, в которую входят все остальные: старики, дети, женщины, представители секс меньшинств, инвалиды.

  • Своеобразной иллюстрацией к этому служит проявившаяся недавно серия роликов “Открывая Казахстан”, в частности видеоролик “Казахские праздники взросления”, который начинается с таких слов: «Дети — счастье семье, особенно мальчики, хранители традиций».

Согласно закону энантиодормии, если на сознательном уровне жестко закреплена какая-то определенная установка, то противоположная ей установка через бессознательное осуществляет захват, и делает это своей темной, негативной стороной. Это легко проследить через образы, которые появляются, к примеру в приключенческих фильмах.

  • Прорывающиеся бессознательные феминные образы приобретают зловещую демоническую форму, как изображение Тартара, находящегося за концом Света, в мультфильме “Синдбад легенда семи морей”. Этот образ отсылает нас к Тертулиану, назвавшего вагину вратами ада за которыми скрывается пустота.

В результате такого негативного захвата и возникло общество, охваченное консьюмеризмом, стремлением обладать как можно большим количеством материальных объектов. Материальное служит символом Материи, которая, по Г. Юнгу, имеет ту же смысловую основу, что и понятие Мать, напрямую связанное с образом фиминности.

В поиске символа феминного, попытке сделать его принятым и осознаваемым, современные  художники  активно различные образы, в частности образ вагины. По моему убеждению, психологам, вслед за современными художниками, необходимо уделять большое внимание этим образам и самим, участвовать в создании коллективных символов, отражающих коллективное бессознательное.

 

По всем вопросам можете обращаться по тел.: +77078152414