“Сиддхартха” Гессе или путь к своему центру

Статья Инкарбековой Л.А.

Взяться за написание статьи меня заставил небольшой роман немецко-швейцарского писателя-гуманиста, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе, “Сиддхартха”. Изложенное замечательным языком, произведение всколыхнуло меня до глубины души.

Конечно, это было не случайно, что именно тогда мне попалась эта книга, когда я стала глубже изучать юнгианскую психологию. Конечно, сработал принцип синхронии.

Главный герой Сиддхартха — сын потомственного брахмана, красивый юноша, умный и почтительный, любимец учителей, радующий глаз девушек. Все было уже предопределено в его жизни – быть брахманом, участвовать в ритуалах, входить в круг избранных. И все бы так и было, но Сиддхартха не находил покоя в своей душе. Что-то не давало ему быть счастливым, удовлетворенным, влекло его дальше. Можно предположить, что в результате воспитания, образования, взглядов, ценностей, полученных в своей среде, Сиддхартха переживает бессознательный процесс индивидуации, когда возникает динамическое равновесие сознательной и бессознательной установок, приводящее к неосознанной целостности личности.

По Юнгу, бессознательная самость включает в себя Тень субъекта, его негативную, отверженную сознанием сторону. И, чем более односторонне направленной является установка сознания, тем крупнее фигура отбрасываемой Тени.

Сиддхартха чувствовал присутствие этой самой огромной Тени. Что он делает? Уходит с бродячими монахами, саманами, выбирая путь, полный лишений, физических страданий. Вместе с ним уходит его преданный друг Говинда.

Три года Сиддхартха был саманой, просил подаяние, спал на голой земле, вел беседы со спутниками. Но и спустя три года, он все ещё не мог ответить на свой вопрос: где же мое Я?

До саман доходили разговоры от других бродячих монахов о сыне Шакья Гаутаме, проповедующем свое учение. Многие шли к нему, чтобы послушать проповеди. Сиддхартха с Говиндой решают покинуть саман и пойти к Будде.

Будда произвел на них огромное впечатление: его движения, жесты, голос, взгляд, все говорило о его необыкновенности, о просветленности. Прослушав проповедь, Говинда решает остаться у Будды. Но Сиддхартха опять собрался в путь. Прощаясь с Буддой, Сиддхартха был искренен и высказал, что учение как таковое не сможет научить спасению, и «что его, Будды, сокровище и тайна не в учении, а в том невыразимом и непередаваемом словами, что им когда-то было пережито в час просветления».

Сиддхартха встает на путь индивидуации. Он решает идти в мир, чтобы пережить подобное самому. «Самого себя он должен теперь переживать».

Юнг подчеркивал, что для процесса индивидуации необходимы две вещи. Во-первых, ослабление сознательной установки и погружение в глубины бессознательного, содержания которого являются неизвестными и чужеродными для сознания. На этом этапе процесса индивидуации ведущую роль играет бессознательная установка.

Решив переживать самого себя, Сиддхартха отказался от попытки уловить свое Я в сеть мысли. «И мир мыслей принадлежит ещё потустороннему, и нет никакой пользы убивать случайное «Я» чувств, чтобы взамен усиленно питать случайное «Я» мыслей и приобретенного от других знания. И то, и другое – как мысли, так и чувства прекрасные вещи, за которыми одинаково скрывается истинный смысл всего. И к тем, и к другим надо прислушиваться, играть ими, ничего в них не следует ни презирать, ни переоценивать, а во всем подслушивать звучащие в глубине тайные голоса».

Дальнейшая жизнь Сиддхартхи в течение более двадцати лет была жизнью преуспевающего торговца, не отказывающего себе в удовольствиях – вино, азартные игры, роскошь.

Отдельно нужно сказать о женщине. Камала – самая знаменитая куртизанка, была его вдохновительницей, покровительницей, тонкой, умной, интересующейся духовными учениями. Конечно, Камала для Сиддхартхи – Анима, ведущая его навстречу собственной душе.

Именно Камала ввела его в мир удовольствий, и именно она, сама того не ведая, натолкнула на мысль: «Что происходит с моей жизнью?»

Подошел срок для второго этапа процесса индивидуации – сознательной переработки материалов бессознательного. Но пока Сиддхартха переживает очень трудный этап. С самых высоких вершин он опустился на такую глубину, дальше которой его Я уже не могло двигаться. Он решает покончить жизнь самоубийством, но в последний момент в его памяти всплывает одно только слово, которое останавливает его от этого шага. Это слово – «ОМ».

Как говорят китайцы, «когда ученик готов, приходит учитель». Этим учителем становится для него старый лодочник-перевозчик. И последний этап жизни Сиддхартхи, ставшего учеником перевозчика, посвящен «синтезу взаимно переработанных и измененных сознательных и бессознательных элементов субъекта, который ведет к созданию новой целостности, то есть самости».

Старый лодочник научил Сиддхартху слушать реку, учиться у реки. Часто думал Сиддхартха о Будде и осознавал «что его ничто не разделяет с Гаутамой, хотя учения его он принять не мог. Да и никакого вообще учения не может принять истинно ищущий, истинно желающий найти. Тот же, кто нашёл, тот может признать любое учение, любой путь, любую цель».

Став перевозчиком, доставляя людей с одного берега на другой, я думаю, Сиддхартха нашел и реализовал свое предназначение. Если взять символический аспект перевозчика, то можно говорить о том, что Сиддхартха помогает людям перейти с одного уровня осознавания на другой, пережить внутреннюю трансформацию, просто сопровождая их, заботясь о них. И, наверное, нет точного ответа на такой простой и одновременно сложный вопрос: «Кто Я?». Ответом является сама жизнь, которой живет человек.

На протяжении всего чтения было ощущение чего-то божественного, трансцендентного. Процесс индивидуации протекает как священное действо. И в конечном итоге завершается рождением священного плода, Самости, открытия Бога внутри себя.

Литература:

1. Герман Гессе «Сиддхартха».

2. Гиндилис Н.Л. «Аналитическая психология К.Ю.Юнга: к вопросу понимания самости. 1997. РГИУ.